МБДОУ "Детский сад № 12"

город Боготол Красноярский край

Страничка психолога


 

Консультация для родителей: «Значение сказок в жизни человека» ...Читать далее


 

Памятка родителям - Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

  1. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  2. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  3. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока-зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  4. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  5. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  6. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

Психологическое насилие

- длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1. Запугивание ребенка:

  • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;
  • используют для запугивания свой рост, возраст;
  • на него кричат;

2. Использование изоляции:

контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  •  унижают его достоинство;
  • используют обидные прозвища;
  • ребенка стыдят;

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его;
  •  используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

Формы эмоционального, психологического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания».

И бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  •  Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

 

ПРИЧИНЫ И СТЕПЕНЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

— отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;

— дефицит общения в семье;

— родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;

— ребенку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;

— замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;

— незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

Степень компьютерной зависимости:

1-я степень – увлеченность на стадии освоения. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую ступень.

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру. Пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижение познавательной мотивации. Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре.

3-я степень – выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома. Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Характерна  повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.

4-я степень – клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в  поведении, истеричность, резкая смена эмоций.

У детей дошкольного возраста данная степень не наблюдается.

 Профилактика компьютерной зависимости

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.
Введите четкий режим.  «Общение» с компьютером для дошкольника – 20 – 30 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и слезы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей младше отвлекайте другими занятиями.
Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Относитесь ровно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение уже заложено программой.
Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
Контролируйте занятость ребенка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.


                                 

   Забавы с песком или песочная терапия   

       

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованной деятельности с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» — известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, общается с миром и самим собой.

Метод игровой песочной терапии хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей; повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность.

В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс – возможность изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана – в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Поэтому такой перенос традиционных и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект: существенно повышается мотивация ребенка к занятию и более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Для специалистов, практикующих работу с песком, действует три правила:   
-Присоединение к ребенку. Понять ребенка и его проблемы.
-Искренняя заинтересованность. Любознательный путешественник, которому интересно, что происходит в мире, который создал ребенок.
-Строгое следование этике. Это обязательное условие.
Для организации песочной терапии потребуется: песочница, песок, коллекция миниатюрных фигурок.

Организация игрового процесса

Первый шаг – демонстрация песочницы.
Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны борта. Действительно борта символизируют небо. Вы можете создать небо, озеро, океан и т.д. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок.
Обычно мы говорим: «Посмотрите: здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке.
Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала: «Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны. В нашей песочнице  живет властелин песка — Песочный человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрыть свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Для этого необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать свое имя. А теперь мы должны поведать Песочному Человечку о наших добрых делах». Дети рассказывают о добрых делах своих друзей. «Так мы докажем, что мы настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела». Когда с помощью взрослого ребята рассказали о добрых делах друг друга, то взрослый просит положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинание:  В ладошки наши посмотри, в них доброту, любовь найди,
                      Песочный Человек, приди!
(Звучит музыка, и в руках взрослого появляется кукла – марионетка в золотистом одеянии).
«Откройте глаза, дети»! (От лица Песочного Человечка)
                  Я вас слушал, я вас слышал, вы такие молодцы
                  Вы – волшебники – творцы, я открою вам секреты,
                  Только знать надо при этом, правила моей страны
(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов «Здесь нельзя  кусаться, драться…»).
В дальнейшем дети повторяют ритуал входа в страну с некоторыми изменениями. Важно отметить, что Песочный Человечек вводится воспитателем в игру только тогда, когда ребята искренни, не лукавят.

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тартила и др.).
Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ.

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок, кладут
ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
Например: В ладошки наши посмотри, мудрее стали ведь они!
                  Спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!
После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочным Человечк.


                                 

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада принимаются легко, без долгих обсуждений. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка: тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ). Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии  2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения. В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период. В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.
Частая ошибка родителей — это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Рекомендуется, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился.

Поиск
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031